Главной чертой парковедов (так некогда было принято называть дизайнеров) было то, что эти творческие специалисты всегда в своей кропотливой работе отталкивались исключительно от природного дизайна, привязывая к нему свои декоративные задумки, в связи с этим им не нужно было наваливать массу камней прямо среди двора для того чтобы создать там альпийской горки.
Нынче же в мире постепенно возобновляется как раз эта тенденция – создавать непременно на основе естественного природного ландшафта поистине настоящие шедевры высокого дизайнерского искусства, гармоничные и оригинальные, которые связывают воедино природу и человека.
Многие люди сегодня создают на участках рядом со своими домами различного вида ландшафтные дизайны, но наиболее часто это японские сады, альпийские горки и пр. подобные продукты, порожденные дизайнерским умом, созданные в прочих странах. Почему же нет желающих, попробовать создать действительно русский дизайн, который ни в чем не уступит, а может быть, даже затмит все применяемые на сегодняшний день приемы, используемые для оформления усадеб. Вспомните старые картины – на холме стоит красивая усадьба, около с ней протекает река или находится великолепный прудик, к воде плавно спускаются склоны небольшого пологого холма, на которых размещено несколько беседок, террас, зимний сад, великолепные клумбы и фонтанчики. Красивая картина, не так ли? Характерный прием, использовавшийся русскими парковедами, это наличие на участке прудика, речки или озера.
Если такового не оказывалось, оно создавалось искусственно, и должно было максимально естественно вписаться в ландшафт. У русских дизайнеров было стремление органично совмещать на территории усадьбы приятное с полезным, не изменяя чрезмерно естественный ландшафт, в то время как в прочих странах, напротив, скорее хотели придать ландшафту более строгие и лаконичные пропорции. Перед домом находилась парадная часть парковой зоны, к ней проходила главная дорога, ведущая к парадному крыльцу. На парковой территории разбивали большие овальные клумбы, в них ставили большие вазы или статуи, в греческом стиле. В почти каждом доме был зимний сад. Из него в летнее время на улицу выносили декоративные растения, которые потом расставляли по периметру всей усадьбы, рядом с прудом и на террасе.
Очень популярны были стриженые кустарники, обрамляющие по краю различные парковые аллеи, подъездные дороги и зоны отдыха. Дизайнерам уже в то время удавалось делать целые стили дизайна композиции, используя кустарники, формируя лабиринты, геометрические фигуры и фигуры животных. За домом в большинстве случаев располагалась небольшая часть парка, которая изначально предназначалась для простых прогулок и отдыха – как правило, это был девственный лес, в нем аккуратно прорубали просеки для проведения прогулок, облагораживали поляны для отдыха, устанавливали беседки озелененные вертикально.
Центр композиции был дом, в стороны от которого шли аллеи, которые связывали все части усадьбы и парка в единое целое. Прямые аллеи стали популярны в 18 веке, все кусты и деревья постригали очень ровно. С 19 века русские усадьбы стали оформлять более свободно.