Белогорский Свято-Троицкий монастырь

Есть в Волгоградской области в Ольховском районе,  в селе Каменный Брод,  Белогорский Свято-Троицкий мужской монастырь. Первый раз мне довелось побывать там. Так получилось, что  так решил.  А так как путь мой лежал к северу

Волгоградской области и ехать мне нужно было по Московской трассе М-6, и располагая лишним временем, а точней неопределенностью, как правильно поступить мне, я решил. Сверну в Иловле на перекрестке направо, в сторону Ольховки и так как  до этого не когда там не был, то по указателям понял что мне проехать то нужно примерно 80 километров. Заеду в монастырь, и приложусь к чудотворной иконе Божией матери “Всех скорбящих радость” и попрошу Божию Мать вразумить меня как правильно поступить, так как я весь раздвоился и с утра думал одно, а к вечеру совсем другое.  И не было в душе тишины, так как я последнее время жил в городе. Как говориться житейские проблемы, меня совсем выбили из колеи, что-то все не ладилось, и валилось из рук.

 

До этого я помогал, начинать строить новую церковь, и пока был при церкви, все вроде бы было более или менее нормально, а как только ушел. Все стало расстраиваться. Конечно я уже до этого побывал в Дивеево, но больше всего мне тогда понравился Санаксарский мужской монастырь, что находится в Мордовии в Темниковском районе. И уже ходил по возможности в церковь, поэтому меня все время тянуло, в храм или монастырь. А если выпадала такая возможность, то я с радостью пользовался ей. От епархии в Каменно — Бродский монастырь организовывались паломнические поездки, в прочем не только туда, а еще на новый Афон, В Москву к Матроне Московской и Сергию Радонежскому и еще во многие святые места. Но как всегда, то нет денег, то они есть, но их мало или жалко, или нет времени и найдется 1000 причин, чтобы отказаться. Хотя  по Московской трассе мне часто приходилось ездить, туда-сюда, и как всегда некогда. Но на этот раз я твердо решил. Заеду! и вот не зная брода я поехал в Каменный Брод. Доехал довольно таки спокойно, подобрал женщину попутчицу на автобусной остановке, по дороге расспросил её, на правильном ли я пути в монастырь.  Да там есть еще один монастырь в селе Гусевка Ольховского района Волгоградской области  Гусевский Ахтырский женский монастырь. В котором правда небыл. Да и забросил это дело.

 

Сразу же у входа я встретил знакомого из своего города, верней я его много раз видел в церкви, он пел там на клиросе, в монастырь приехал отдохнуть душой и поработать во славу Божию и так там и остался на год или два. Мы познакомились и разговорились, мне он хорошо помог советом, что и как. Позже я еще приобрел себе хорошего друга, в лице подростка из соседней деревне, он сюда часто приезжал с отцом. Людей там было мало, инок Анастасий (Александр Семенов) вместе со своей  лошадью Ласточкой  и собачкой Белкой. На  Анастасии держится весь монастырь, он работает один за всех, что и не удивительно, кто везет на том и едут. Ласточка и Белка это его помощники. Причем Анастасий иногда сам тягает телегу или сани, жалеет Ласточку, ссылаясь, что пока запряжешь её. А так я сам быстрей дотащу. Нагрузит полную телегу дров и тянет. После трапезной уже ждут с нетерпением его четвероногие друзья, он их балует чем нибудь, корочкой хлеба, или морковкой, сухариком или еще чем нибудь вкусным. Сам о.Анастасий просто замечательный и безотказный человек, он работает один за всех, очень добрый. Простой, всем он рад, и всегда радостный, что можно сказать это  настоящий монах. Всегда его вспоминаем, к примеру слышно стук копыт, лай собаки смотришь из-за угла выкатывается неразлучная троица, о.Анастасий, запряженная Ласточка и Белка которая лаем предупреждает всех, о своем появлении, чтобы давали дорогу так как едут  и бегут очень важные личности.

 

Еще была там инокиня матушка Феофила (Мария Васильевна Прекраснова) , у которой тоже были свои питомцы курочки и коты. Матушка Феофила добрая пожилая женщина, всю жизнь провела в трудах, у неё такие натруженные руки, но под старость лет она пришла в монастырь, и хотя ей в то время было уже за 80 лет, она  по-прежнему не могла сидеть без дела. Кормила коровок, курочек, котят, в то время были еще три страуса. Правда я не помню, что бы м.Фиофила к ним заходила, так как это была диковинка. Да и сами страусы сами по себе птица агрессивная,  мне пришлось отбивать курицу, они её почти забили насмерть.  Забегая вперед, скажу, что я позже остался в монастыре на несколько месяцев. И  превратился из паломника в трудника. Или как еще в шутку можно назвать в трутня. А дело было так находился рядом, слышу на хозяйственном дворе,  так сильно кричит петух и куры,  я сначала подумал, что пришла лиса, Петя так звал, на помощь, что мне пришлось бросить все и идти на скотный двор. Когда я пришел, то увидел, что глупая курица ради любопытства перелетела через сетку-изгородь к страусам. Это ей бедолаги, чуть не стоило жизни. Так как страусы имея такие сильные ноги, начали её так ловко бить, она подпрыгивала как мячик, у страусов ноги сгибаются в коленках в перед, и они так били дурную курицу об землю, что летели только перья. Когда я зашел, в вольер, хотя это и было запрещено без благословения туда заходить, но пришлось поступить по духу, а не по букве. Так как всякое дыхание да хвалит Господа. Вот курица, увидев меня и почувствовав спасение, и так ей захотелось жить, что она сама запрыгнула ко мне в руки. Я её перебросил, через изгородь, где все время бегал петух и так кричал от отчаянья, так как видел, что её подругу убивают огромные чудовища, а помочь не чем не мог. И так он сильно кричал и не зря, так как был услышан, то есть мной. Спасение пришло в виде меня. Но не все были рады, этому спасению, и не все одобрили мой поступок. Страусы хоть и были еще маленькие им всего было по 2 года, но были уже выше человека. Они подбежали в гневе ко мне, настолько они были возбуждены и злы, что прямо плясали на одном месте и били мощными ногами по земле, от которой вздымалась пыль. Один “птиц”подбежал ко мне и  в глазах  я увидел, что он испытывает такую ко мне неприязнь, и так он на меня замахнулся, хотел меня клюнуть в голову. Что мне не чего не оставалось делать, как только стукнуть его палкой раз, а затем еще несколько раз по шее и по спине. Только когда я ударил его пару раз по шее, ему стало так больно, что он весь закрутился от боли и немного отступил. Другие видя, что  больно бьют, не стали меня атаковать, но  были в гневе. Я же благодаря палке, потихоньку пятясь назад вышел из страусиного загона. Куры меня с тех пор не боялись. И петух не был против, если я проходил через его территорию. Ну вот я совсем отвлекся и не то написал. Ну ладно оставлю все как есть.

 

Так вот м. Феофила все время находилась на скотном дворе, кого нибудь кормила, а зимой она отогревала на печке бездомных котов. Печка находилась  в корпусе для животных, если быть точнее в маленькой комнате, где м. Фиофила запаривала кашу курочкам и отогревала котов. Еще в то время на скотном дворе, работал послушник Дионисий (Дионисий Рвачев), позже его постригли в рясофор с именем Мартирий. Инок Мартирий пилил с Анастасием дрова, топил печи, работал на скотном дворе, читал и пел на клиросе на службах. В общем оставил как и Анастасий приятное впечатление. Так же в то время был послушник Виктор Рогов позже его постригли в рясофор  с именем Наум, сейчас он принял монашеский постриг  с именем Стефан и находится в Кременско – Вознесенском мужском монастыре. о.Стефан в то время Наум топил печи, колол дрова, читал на клиросе, пас монастырских коровок, помню весной кто то зажег в степи сухую траву и порывами ветра огонь шел сжигая все вокруг, траву, кусты можжевельника, кусты деревьев. Вся земля была черная от сажи и через неё позже стала пробиваться зеленая травка, так вот коровы щипали эту зеленую траву и приходили в монастырь после пастбища с черными от сажи носами, очень смешно было на них смотреть. Я все время подшучивал говорил о.Наум как же так, почему у ваших коровок носы черные? Все нормальные пастухи пасут нормально и коровки ходят с чистыми носами, у вас совершенно не понятно посмотрите на кого похожи ваши коровки прям кочегары какие то да и только. о.Наум все время отшучивался и говорил, что его коровки роют землю носами или питаются углем.

 

Еще е в монастыре есть монахиня если быть точней то схимонахиня матушка Агапия (София Георгиевна Панфилова), вечная певчая и чтец на клиросе, она все время пела Господи помилуй и подай Господи  и так каждый день из года в год. Она только была на клиросе, в хозяйственных работах или точней послушаниях я её никогда не видел. Хотя до этого ей пришлось собирать деньги по селам, вокзалам, электричкам, легко сказать, а как это ей все далось. Очень хорошее воспоминание оставил староста Владимир Харченко, сейчас он вроде бы монах Иессей. Очень хороший человек, добрый на нем как и на Анастасии держался весь монастырь, только Анастасия труд был физический,  у Владимира в основном юридические дела, завоз продовольствия, церковной утвари, в общем он был все время на “побегушках” и всем все надо и всегда он терпеливо выслушивал и все всегда пытался устроить. Правда он был не против  поработать физически без всяких там лишних мыслей, только у него не было времени, так как все время дела крупные или очень мелкие но их столько много, что он часто оставался без обеда. Даже больше скажу, что хотя главный там наместник о.Елисей (Фомкин) но все держалось только на старосте, имею ввиду управление монастырем.

 

Сам настоятель о.Елисей оставил не очень приятные воспоминания, но он любит службы, и с удовольствием служит их, и всегда следит за исполнением службы. Хотя  вообще скажу, что особо священникам верить нельзя, говорят одно, а делают совсем другое. Это нужно пожить в монастыре, чтобы увидеть все своими глазами я этого всего насмотрелся, есть очень хорошие батюшки, а есть что хуже мирян, любят деньги, властолюбивые и прочее. На людях все прям святые, а сами с такими страстями. Я после того как пожил в монастыре не стал жертвовать деньги в монастырь.  Вообще посмотрите сами, батюшки говорят, проповеди о нестяжании, о милосердии, о том что нельзя жить как мы сейчас живет потребительски, нужно скромней, однако после проповеди сел в джип и помчался.  Зачем монахам джип можно взять скромней машину. Вон когда в епархии какое собрание, какие там тачки стоят, прямо “сходняк” какой то. Ладно каждому свое. Но мне лучше пожертвовать копейку в многодетные семьи или детям в приют, или в старый сельский храм. Во всяком случае я смотрю по обстоятельствам, если поп ездит на крутой тачке, крутой телефон и прочее я уже не буду жертвовать деньги, можно сказать что подарили, но я столько всего насмотрелся, однако не буду это описывать. Для меня лучше отдать деньги нищему или убогому. Хотя все же судить священников не стоит, они в любом случае спасутся, так как их Господь спасет  по принципу плох да свой. Жертвовать деньги нужно, но с умом.

 

Но все же не все так плохо. Вернемся к Каменно Бродскому монастырю, в то время когда я был, там очень хорошо было молиться. К примеру утром 06-45 м подъем. Зимой еще темно колокол звонит на службу, все идем. В храме темно, и горят только свечи людей всегда мало, около десяти человек. Пол блестит от огня свечей, пахнет воском и ладаном, на стенах видны иконы с ликами святых. От мерцания свечей святые кажутся иногда суровыми, иногда наоборот очень добрыми. В храме тепло, священник ведет службу, на клиросе поют Господи помилуй! Все располагает к молитве, за окном холодно кругом снег, а в храме хорошо тепло снаружи и изнутри тоже очень хорошо.  Молитва сама взлетает. Потом завтрак, и каждый идет  на свое послушание. Вечером  в 5 часов, вечерняя служба и до темна до 7 вечера, потом ужин, отдых и снова вечернее правило. На улице темно, опять горят только свечи, уже за день устал иногда проваливаешься куда то, так как клонит в сон. Потом самая торжественная часть, это только в этом монастыре, в других монастырях я этого не видел. Смысл такой, что поют песнь Пресвятой Богородице, и просят у друг друга прощение. Очень это трогательно. Сначала священствующие и монашествующие подходят к иконе Богородицы “Всех Скорбящих радость” целуют икону, просят прощение друг у друга, потом они становятся и уже остальные подходя цепочкой к иконе и у каждого просят прости брат или сестра. Подошел поклонился, обнялся три раза, идешь к следующему и опять то же самое. Потом становишься последнем, и уже к тебе подходят и просят прости, а все это время хор поет Пресвятой Богородице “Царица моя Преблагая надежда моя Богородица”. После тебя становятся еще последний и ты уже предпоследний и так далее, и все это движется очень трогательно. Иногда  за день бывает, что поссоришься или в отношениях между насельниками монастыря бывают недовольства или просто в отношениях стало как то холодно, и ходишь весь день с  холодным камнем в груди, а вечером поклонился и попросил прощение, если кого обидел в слове, в деле, в уме или помышлении и все стало на свои места и идешь спать уже  с чистой душой. Больше такого правила в других монастырях я не встречал, есть что то подобное в Санаксарском монастыре.

 

После службы все расходятся по кельям, остаются только дежурные. которые топят всю ночь котлы и печи, (если зима) чтобы не застудить помещения. Кто свободен от дежурств, идут к себе в кельи, ставят обувь сушить, пьют чай если хотят, заносят дрова так как необходимо ночью подбрасывать в печь. Обсуждают прошедший день и планы на завтра и ложатся спать. Отбой в 23- 00. А завтра все опять сначала, подъем, служба, заготовка дров, воды,  если лето то работы тоже хватает, сено, огород, хозяйство, служба. Скажу что в монастыре будни проходят как то легче молишься и трудишься, а в большие праздники очень длинные службы, их трудно выстаивать. Правда если ты любишь молиться, то Господь укрепляет благодатью. Но все таки в этом монастыре очень зимой тихо, и хорошо молиться кругом темно, только свечи горят, если пост, то слышно Господи и Владыко живота, дух праздности, уныния и любоначалия не даждь ми. И священник падает на колени и все за ним. И так  все настраивает на молитву, в обычных церквях, где много людей трудней сосредоточиться. Хотя скажу, что в монастыре очень трудно и очень легко, это смотря как Господь даст, иногда найдет такая тоска, что хочется выть и бежать отсюда, а потом раз Господь посылает свою благодать и уже легче жить и все кажется таким розовым, что хочется всех расцеловать. Потом опять попускаются на тебя всякие искушения и страсти. В монастыре не бывает, чтобы всегда было хорошо и всегда плохо.

 

Однако здесь я стараюсь описывать только хорошее, а плохое стараюсь пропустить, иногда и в монастырях такие бывают падения даже среди священников. Но не буду выносить сор из избы. Да и нехорошо судить. Но все же лучше жить дома, молиться, трудится и радоваться. А тем кто сильно хочет уйти в монастырь, советую пожить там пару лет, и вам откроется такое что может отбить желание о монашестве навсегда. Лучше один раз увидеть, нежели услышать, одно дело читать книги и смотреть фильмы о святых местах,  и совсем другое испытать все самому. Но все же в монастырь мало идет людей от любви к Богу, в основном от великих скорбей, от неустроенности  в личной жизни, от безответной любви и многих других скорбей. И всех Господь принимает. Когда у человека все хорошо, то он говорит, Я добился всего сам, Я достиг многого, Я смог. А когда постигнет несчастье то он кричит Господи помилуй, Господи помоги. Вот такие мы слабые люди, что поделаешь. Скажу, что я давно не был в этом монастыре и перестал ездить в монастыри, да и многие мои знакомые ушли оттуда, говорят что там сейчас творится неладное. Все построено на зарабатывание денег, даже вход в пещеры сделали платным. И не очень хорошо отзываются о руководстве монастыря о. Елисее и старосте Александре (сейчас Иессей). Что сейчас там полный беспорядок. Жаль конечно. Очень жаль.  Да раз я вспомнил про пещеры, то скажу вам, что там очень хорошо.

 

Пещеры вырыты  в большой меловой горе, говорят там не менее трех ярусов. В пещеры водят экскурсии, у входа стоит металлические двери. Я попросил у старосты ключи и пошел смотреть, была зима, а в пещере тепло, вроде бы там всегда одинаковая температура +10 и зимой и летом. Тут же у входа я нашел много свечей оставшиеся от паломников зажег и пошел сам себе проводить интересную экскурсию нашел вход на второй ярус, однако туда не полез, а пошел дальше вскоре увидел в Часовня в пещерестенах пещеры небольшие выдолбленные ниши где молились монахи, наверное ожидая вот вот конец света. Тут же обнаружил небольшую часовню, где было много иконок. Очень было хорошо здесь молиться, так как очень темно и горели только свечки, здесь все было настолько намолено прежними монахами, что молитва буквально сама летела из сердца. Еще все время я не переставал удивляться, смотря на стены где были видны следы от скребков. Что заставляло этих людей жить в пещере, сам конечно понимал вера, спасение, но очень трудно нам поставить себя на место давно ушедших людей, которые копали и обживали эту пещеру. Немного побродив, и дойдя до тупика я вернулся к выходу. Но после долго не мог прийти в себя, представляя людей которые долбили этот тоннель. Просто удивительно. А что там в нижних ярусах? Мне рассказали, что там вероятно сокровища церковные, но нет сил у монастыря все расчистить, так как нижние ярусы засыпании песком.)))

 

Конечно все это обросло, тайными догадками, легендами, в прочем  здесь может быть и своя доля правды. Но если честно, меня сокровища и всякие зарытые богатства мало интересуют. Куда важней духовный или душевный внутренний мир. Есть также рядом вековые дубы времен Петра 1 и родники, и святой источник в одном мне доводилось купаться на крещение. Да на праздники в этот монастырь, приезжает много людей из города и окрестных сел. Этот монастырь очень близок для многих людей по возможности обязательно приезжайте сюда лучше один раз увидеть.©

Статья пользователя копирование статьи запрещено ©

Если у вас есть интересная уникальная статья и вы готовы разместить ее бесплатно или продать обращайтесь.

На главную

 

Поделиться в соц. сетях

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Не держи в себе. Выскажись.